Почему Спилберг так настаивал на взрывной концовке фильма ‘Челюсти’ и почему он был прав?

Летом на побережье города Эмейти Айленд спокойствие нарушается появлением хищной большой белой акулы. Четвертое июля превращается в местный кошмар перед приближающимся праздником. История разворачивается вокруг участия шефа полиции Мартина Броуди, морского биолога Мэтта Хупера (в исполнении Ричарда Дрейфуса) и рыбака Квинта (Роберта Шоу), которые объединяются, чтобы положить конец смертельным выходкам акулы. Это невероятное трио сталкивается с опасной борьбой против хищника на открытых водах в фильме «Челюсти», где концовка, созданная Стивеном Спилбергом вопреки роману Питера Бенчели, оказалась идеальным решением.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Блокбастер «Челюсти» (Jaws) установил рекорд по кассовым сборам своего времени (несмотря на отрицательное представление акул), и ключевым фактором его успеха был драматический финал фильма, особенно способ убийства акулы Броуди. В отличие от гибели акулы в книге Бенчли, заключение фильма было более театрально напряженным и буквально взрывным. Неудивительно, что Стивен Спилберг, пионер летних блокбастеров благодаря «Челюстям», отстаивал такой конец.

У Джавса в романе и фильме очень разные концовки.

В своём походе против угрожающего акулы острова Амейт история принимает более зловещий оборот в книге. Изначально Хупер подвергается ужасной судьбе: пытаясь атаковать акулу с гарпуном из подводного вольера, он полностью проглочен ею; Квинт всё больше зацикливается на победе над акуллой, игнорируя оплату своей работы, что приводит к его гибели после того, как он запутался в верёвке от арбалета и был затянут под воду вместе с акулой, напоминая капитана Ахаба. В дальнейшем Броуди чудом избегает участи быть съеденным измотанной акулой, которая внезапно перестаёт двигаться после ударов гарпуном и других ранений во время длительной морской битвы, тонуя на дне океана.

В экранизации фильма «Челюсти» несколько ключевых событий заметно изменены: начиная с того, что Хупер выживает после встречи с акулой вместо своей гибели. После того как акула прыгает на борт лодки «Орка» и в панике проглатывает Квинта, Броуди бросает кислородный баллон в рот акул. Когда акула направляется к тонущей «Орке», Броуди стреляет по ней из винтовки, попадая в баллон. Баллон взрывается от быстрого высвобождения сжатого воздуха, что приводит к гибели акулы. Оставаясь на плаву с несколькими бочками, Хупер и Броуди возвращаются вместе на остров Амити после подъема на поверхность. Острая контрастность этих двух концовок была предметом обсуждения между Стивеном Спилбергом и Питером Бенчли.

Почему Спилберг хотел изменить концовку Челюстей

В процессе решения того, как драматично завершить фильм «Челюсти», Стивен Спилберг представил Питеру Бенчли свою идею финала, которая включала в себя сцену с Броди, бросающим кислородный баллон в пасть акулы и стреляющим по нему. Сначала Бенчли посчитал этот финал чересчур жестоким и нереалистичным. Однако Спилберг подчеркнул, что правдоподобие важнее реалистичности в кинематографе. В конечном итоге, Бенчли оценил идею Спилберга как наиболее подходящий способ представить «Челюсти» на экране.

В интервью ComicBook об пятидесятилетии ‘Челюстей’, Вэнди Бенчли, вдова автора Питера Бенчли, рассказала о том, как ее покойный муж отнесся к концовке фильма от Стивена Спилберга. По словам Вэнди, Питер понимал, что для романа требуется более сложный сюжет, а фильмы нуждаются в простой линейной структуре А-Б-В-Г для ясности восприятия. Несмотря на некоторые разногласия относительно размера большой белой акулы (реальные экземпляры достигают около 15 футов в длину, тогда как акула в ‘Челюстях’ была 25 футов), Вэнди признала исключительный талант Спилберга и его умение вызывать страх у зрителей благодаря использованию более крупной акулы.

На мой взгляд, как преданного поклонника кино, величие акулы Джава и её впечатляюще разрушительный финал оказались огромной удачей для самого фильма.

Почему Спилберг был прав, изменив концовку

В леденящей кровь новелле Бенчли акула изображена как чудовищное существо-людоед из глубин, но книги часто предоставляют большую свободу творчества по сравнению с фильмами. В «Челюстях», например, акула описана как внушительный морской хищник, значительно крупнее и более угрожающ, чем её образ в реальной киноленте. Несмотря на то что Спилберг держал акулу преимущественно вне поля зрения из-за технических сложностей во время съёмок «Челюстей», она должна была появиться в какой-то момент. Увеличивая размеры большой белой акулы в «Челюстях», Спилберг эффективно передал её как грозную, ужасающую угрозу для всех жителей и гостей острова Эмити.

Кроме того, хотя смерть акулы в книге Бенчли служит эффективным заключением его мрачного и напряженного повествования, если бы она потеряла сознание прямо перед тем как съесть Броуди, это было бы разочаровывающе антикульминационным моментом в фильме ‘Челюсти’, учитывая все разрушения, которые он сеет на протяжении всего фильма. Однако концовка Спилберга дает ощущение выживания и победы над акулой после того, как та забрала множество жизней. Кроме того, взрывной финал ‘Челюстей’ сыграл ключевую роль в установлении современного сезона летних фильмов, поскольку заключение Спилберга добавило настоящий кульминационный удар, которого не хватало в финале романа.

В конечном итоге обе версии финала фильма ‘Челюсти’ эффективно адаптировались к своим платформам. Версия Питера Бенчли, где Броуди едва избегает смерти, контрастирует с версией Спилберга, в которой Броуди побеждает кажущуюся непобедимой акулу, и дополнительно включена победа Хупера. Оглядываясь назад через 50 лет, выбор принятия финала Спилберга сыграл решающую роль в определении идентичности ‘Челюстей’ и долговременного влияния на популярную культуру.

https://comicbook.com/movies/news/jaws-50th-anniversary-re-release-theaters-merch-collectibles/embed/#

Смотрите также

2025-07-20 04:40