Стивен Кинг подает в суд на запрет использования его имени в фильме «Газонокосильщик»

1992 год ознаменовался выходом научно-фантастического фильма ужасов под названием «Человек-газонокосильщик», который собрал ошеломляющие 150 миллионов долларов по всему миру при бюджете всего в 10 миллионов. Однако этот кассовый успех известен не только своими финансовыми результатами: он вызвал ожесточенный юридический спор со Стивеном Кингом, автором произведения. Кинг стремился дистанцироваться от фильма, несмотря на его рекламу как «Человек-газонокосильщик Стивена Кинга», поскольку картина мало напоминала оригинальный рассказ того же названия. Эта судебная тяжба привела к эпохальному решению в сфере развлекательного права, показавшему границы творческой свободы при адаптации литературных произведений и подчеркнутому сложным отношениям между писателями и режиссерами кино. Дело стало знаковым моментом, первым за 70 лет случаем успешного судебного иска писателя для дистанцирования своего имени от фильма, установившим важный прецедент.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Первоначально «Человек-газонокосилка» был рассказом длиной всего десять страниц и появился в выпуске журнала Cavaliers за май 1975 года. Позднее он вошел в сборник Стивена Кинга под названием «Ночная смена», изданный в 1978 году. История рассказывает о мужчине по имени Гарольд Парккет, который нанял газонокосильщика, не подозревая, что работник является сатиром — травоядным существом греческой мифологии, поклоняющимся Пану. Вместо того чтобы косить газон, газонокосилка работает самостоятельно, а работник ползет за ней, поглощая срезанные стебли травы. В жутком повороте событий, когда Парккет пытается позвонить в полицию, и рабочий, и газонокосилка совершают ритуал жертвоприношения ему во имя Пана. Необычные сверхъестественные элементы истории и ее субурбанистическая атмосфера ужасов типичны для произведений Стивена Кинга.

В фильме «Человек с газонокосилкой», режиссёром которого выступил Бретт Леонард, а в главных ролях снялись Джефф Фэйхи в роли Джоба Смита и Пирс Броснан как доктор Лоуренс Анжело, история развивается совсем иначе по сравнению с оригинальным материалом. Вначале Джоб представляет собой интеллектуально ограниченного садовника, который становится объектом экспериментов доктора Анжело по виртуальной реальности и когнитивному улучшению. Благодаря этим процедурам интеллект Джоба резко возрастает, и он приобретает психокинетические и телепатические способности. В конечном итоге Джоб опасно зацикливается на превращении в цифровое существо. Фильм служит предупреждением об опасности искусственного интеллекта и виртуальной реальности, тем самым отступая от тематики оригинального произведения Стивена Кинга. Единственная связь с историей Кинга — это короткий двухминутный эпизод, где теперь обладающий телекинетическими способностями Джоб использует газонокосилку для убийства персонажа по имени Гарольд Паркетт.

Объясненная юридическая битва по делу The Lawn Mower Man Стивена Кинга

Истоки расхождения между рассказом и фильмом под названием «Человек с газонокосилкой» можно проследить до Allied Vision, которые получили права на экранизацию этого произведения, однако столкнулись со сложностями в превращении короткого рассказа в полнометражный фильм (что было относительно редким явлением в то время, как это видно на примерах таких фильмов, как «Дети кукурузы»). Вместо дальнейшего развития истории Стивена Кинга они решили смешать её элементы с независимым сценарием под названием «Кибер-Бог», написанным Бреттом Леонардом и Гимелем Эвереттом. Такое смешение привело к созданию фильма, который согласно юридическим документам, представленным Кингом, мало напоминает оригинальную историю.

Стивен Кинг, известный тем, что адаптирует многие из своих работ на различных платформах, обычно приветствует творческие интерпретации. Однако фильм «Человек-газонокосильщик» был настолько значительным отклонением от его произведений, что он посчитал необходимым предпринять юридические шаги для защиты своего бренда и связи с читателями. Поэтому в мае 1992 года, вскоре после выхода фильма, Кинг подал иск против Allied Vision Ltd. и New Line Cinema, требуя убрать свое имя из названия фильма и промоматериалов.

В июле 1992 года федеральный судья принял решение в пользу Кинга, что стало первым успешным случаем подобного рода с 1922 года, когда автор Джеймс Оливер Карвуд был удален из фильма «Я закон». Решение гласило, что New Line Cinema должна была убрать имя Кинга из названия фильма и всех промоматериалов. Однако после апелляции от New Line, в октябре 1992 года панель из трех судей слегка изменила свое решение, позволив фильму оставить упоминание «по мотивам произведения Стивена Кинга» внутри самого фильма, но требуя убрать его имя с рекламной продукции.

В мае 1993 года стороны пришли к соглашению о выплате компенсации в размере $2.5 млн. Однако этот юридический спор не был полностью разрешен. Несмотря на судебное решение и соглашение, New Line Cinema продолжала использовать имя Кинга для рекламы своего фильма, главным образом на коробках видеокассет. Это пренебрежение судебным постановлением привело к дополнительным юридическим разбирательствам. Федеральный судья вынес решение о том, что New Line находится в неуважении к суду из-за несоблюдения первоначального решения. Студии было дано месяц для исправления ситуации или столкнуться с ежедневными штрафами в размере $10,000.

Случай ‘Газонокосильщика’ установил значительные прецеденты в отношении прав автора при экранизации фильмов. Он подтвердил тот факт, что писатели могут подать в суд на студии за значительное искажение их произведений, особенно когда имя автора используется для продвижения фильма. Решение подчеркнуло, что владение правами на адаптацию не даёт студиям carte blanche создавать кардинально отличные нарративы и использовать репутацию автора для заработка. Интересно отметить, что этот фильм приобрёл своеобразное наследие: несмотря на споры вокруг него, он стал культовым классиком в раннем научно-фантастическом жанре виртуальной реальности, получив высокую оценку за революционные визуальные эффекты 1992 года.

«Человек-газонокосильщик» сейчас бесплатно доступен на стриминговом сервисе Tobi, если осмелитесь.

Смотрите также

2025-04-10 18:40