Одна из интригующих концепций в научной фантастике, которая вызывает споры, — это когда фильмы сосредоточены на темах ‘последнего выжившего на Земле’. Эти картины предоставляют платформу для исследования таких понятий как одиночество, свобода, безумие и фундаментальная природа человечества, когда она обнажена. Такие фильмы, как ‘Wall-E’, являются лишь некоторыми примерами множества работ, погружающих зрителя в эту пустынную обстановку, обычно следуя знакомой схеме. Тем не менее, новозеландский фильм Геоффа Мерфи 1985 года «Тихая земля», основанный на одноименном романе Крейга Харрисона 1981 года, выделяется как жуткая и задумчивая работа, которая не только придерживается формулы, но и возможно улучшила её за счёт глубокого психологического проникновения.
🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇
CryptoMoon Telegram
«Тихая Земля» предлагает захватывающую центральную игру в исполнении Бруно Лоуренса, пугающе пустынное изображение Окленда и незабываемое финальное размышление, погружающее зрителей в медитативную задумчивость, словно они находятся в продолжительном сне. Поразительная визуальная поэзия фильма, дополненная его исследованием экзистенциальных вопросов о жизни, загробном мире и проникновении в психологические миры, делает его культовым классикой, которая спустя четыре десятилетия должна быть на первом месте среди кинолюбителей.
Тихая земля — это история в основном об апокалипсисе одного человека.
Фильм под названием ‘Тихая Земля’ начинается обычным образом для любой истории о последнем человеке на планете. Ученый по имени Зак Хобсон, которого играет Бруно Лоуренс, просыпается в 6:12 утра и обнаруживает мир пугающе тихим. Заглянув из окна, он замечает, как солнце слегка тускнеет, окруженное странной красной аурой — это ‘Эффект’, всемирная катастрофа, связанная с международной энергетическим проектом ‘Операция Флэлайт’, против которого Зак имел серьезные опасения. Выйдя на улицу своего мотеля, он сталкивается со сценами апокалипсиса: автомобили брошены посреди дороги, самолет стоит зловеще на улочке в пригороде, но нет ни следа жизни — только странное, абсурдное спокойствие и тишина.
В этом одноактном спектакле Лоуренса зрители наблюдают за Зака, переживающего типичные этапы одиночества: начиная с нарастающего ужаса и заканчивая периодом безудержного наслаждения оставшимися обломками цивилизации. Это включает переезд в роскошный дом, удовлетворение его прихотей и накопление имущества. Лоуренс мастерски изображает психическое расстройство Зака, которое далеко не обычное. Спектакль представляет собой грубое, иногда неловкое, но глубоко человечное произведение.
В следующей сцене Зак стремится сохранить чувство нормальности, транслируя предварительно записанные речи тому, что он воспринимает как ‘нацию’, используя стопку диктофонов в тревожном жесте контроля. Однако эта маска быстро рушится, обнажая ужасающую одержимость властью. Один из самых запоминающихся и тревожных моментов фильма происходит, когда Зак влезает в ночную рубашку женщины, произносит сбитую с толку, однако напыщенную речь с балкона перед аудиторией картонок, представляющих исторических персонажей (Гитлера, Никсона, Альфреда Хичкока, Папу), и провозглашает себя ‘президентом этой спокойной Земли’. Он признается:
В захватывающем продолжении этого фильма я следую за ужасающей сценой, где мой персонаж Зак шагает к церкви вооружённым, в конце концов стоя перед изображением Иисуса Христа. Отчаянный и взрывоопасный, он угрожает: ‘Если ты не покажешься, я застрелю ребёнка!’ Эта последовательность развивается в глубоко богохульное буйство, когда после стрельбы по статуе Иисуса он объявляет: ‘Я — Бог!’ за мгновения до того, как направить пистолет на себя. Запоминающиеся образы здесь показывают душу, измученную чувством вины и одиночества, которое Лоуренс мастерски передаёт на протяжении трети фильма в одиночку. Однако после бесцельных скитаний в поисках смысла и пережитых маниакальных эпизодов Зак неожиданно встречает ‘Eve’.
Спокойная Земля раскрывает больше выживших и углубляет свой философский тон.
Окленд превратился в обреченный Эдем
Изначально, когда Зак, кажется, достиг своего дна, в «Тихой земле» появляется персонаж Джоанн (Элисон Раутледж), еще один выживший. Вначале она производит устрашающее впечатление с оружием наперевес — ружьём, но позже становится источником надежды для Зака. Без колебаний они быстро сближаются, оба жаждут человеческого общения. Между ними развивается нежный романтический союз, намекая на возможность того, что они могут быть последними двумя людьми на Земле. Этот этап мог бы показаться предсказуемым, однако фильм ловко использует его для исследования сложных тем взаимозависимости и поиска цели за пределами простого существования.
В сюжете фильма появляется Api — мужчина маори по имени Питер Смит, как третий выживший, что добавляет новое измерение истории, включая классический мотив ‘любовного треугольника’. В то же время он вводит в действие расовые и общественные напряжения. Зачарованные мысли показывают несправедливое предположение о том, что из-за своей этнической принадлежности Api может не понять ситуацию, даже если бы ему ее объяснили — это отрезвляющее изображение глубоко укорененных предубеждений, которые сохраняются даже в последние дни человечества. Эти взаимодействия заставляют фильм углубляться, исследуя не только индивидуальное психическое состояние героев, но и сложности построения нового сообщества.
По сути дела, становится ясно, что каждый из трёх выживших — Зак после попытки самоубийства, Жанна от удара током неисправного фена и Эппи, утонувшая в драке с другом — были на грани смерти во время ‘Инцидента’. Этот общий опыт почти смертельного исхода приводит Зака к постановке ключевого философского вопроса фильма: ‘Разве мы все не стояли на пороге смерти?’, размышляет он. Позже он задаётся вопросом, перенесены ли они в другой мир или же данное событие изменило саму структуру пространства и времени.
Этот фильм действительно выделяется среди других благодаря глубокому изучению тем мистики и экзистенциализма. «The Quiet Earth» тонко подразумевает, что их выживание может быть не простым совпадением, а связано с близостью к смерти, указывая на состояние чистилища или реальность, сформированную чувством вины и необходимостью искупления, особенно для Зака и его участия в операции «Flashlight». В ходе разговора о теории выживания Джоанн шутит: «Бог моргнул, и весь мир исчез», намекая, что это событие не является просто квантовым сбоем.
Безмолвная земля переосмысливает апокалипсис благодаря своему незабываемому финалу
В своей кульминационной сцене «Тихая Земля» отходит от стандартных схем и закрепляет свой статус культового фильма за счет одной из самых поразительных поворотов научной фантастики: Зак обнаруживает, что «Эффект» повторяется на грани нового начала. Убежденный, что может предотвратить это, разрушив исследовательский комплекс – источник этого явления, он разрабатывает схему самопожертвования.
В хитроумном плане, который также можно трактовать как самоотверженный поступок (фильм не принимает однозначного решения), он придумывает способ отправить Джоанну и Апи вместе, прежде чем намеренно врезаться в здание на грузовике, наполненном взрывчатыми веществами. Когда строение взрывается ровно в 6:12 утра, синхронизируясь со вторым энергетическим всплеском, Зак оказывается охваченным светом. Удивленно обнаруживая себя невредимым, он позже просыпается на пустынном потустороннем пляже. Небо полно странными вихревыми облачными узорами, а огромная планета, напоминающая Сатурн с кольцами, тревожно зависает над морем.
В этой переработанной версии текст выглядит так: Во второй раз Зак остаётся единственным выжившим, стоя в полный рост и любуясь потрясающей панорамой, когда фильм заканчивается без ответов. Завершение оставляет множество вопросов без ответа. В комментарии к DVD продюсер фильма намекнул, что Зак погиб во время эффекта вторично и теперь оказался в другом измерении. Однако сам фильм намеренно туманен относительно этого, предоставляя зрителям возможность формировать собственные интерпретации.
В «Quiet Earth», режиссёр Джеффри Мерфи совместно с редактором Майклом Хортоном мастерски переосмысливает нарратив о последнем человеке, перенося действие из апокалиптической земли в космическую загадку. Фильм оставляет после себя визуально вызывающую и мыслительную головоломку экзистенциализма, которая долго остаётся в памяти зрителей. Среди постапокалиптических научно-фантастических фильмов «Quiet Earth» выделяется благодаря созданию мрачной атмосферы, психологическому реализму и постановке глубоких вопросов вместо простых ответов. Каждому любителю кино стоит включить этот фильм в свой список must-watch.
Смотрите также
- Marvel представляет Амарант, протеже Алой Ведьмы
- Андор Сезон 2: Самое мрачное и амбициозное приключение во Вселенной Звездных войн — оправдает ли оно ожидания?
- Доктор Кто, сезон 15 финал: Битва с богами Пантеона?
- Звёздные Войны: Андор официально канонизирует бойню Гормана!
- Джессика Альба рассказала о своем состоянии для возрождения сериала «Темный ангел»
- Художник «Могучих рейнджеров» представил переосмысление эпического фильма «Могучий Морфин»
- В сиквеле «Хвоста Феи» дебютирует ребенок Нацу и Люси (и не так, как надеялись фанаты)
- Утечка кроссовера Sonic the Hedgehog x Transformers в Интернете
- Сердце Спок вновь разрывается в новом сезоне Звёздного пути: Стране Новые Миры — и вот почему.
- «Атака Титанов» поделилась новым эскизом Леви после сериала
2025-05-17 16:06