Общеизвестно, что Стэнли Кубрик славился своим внимательным отношением к деталям и точности в своих фильмах, что видно на каждом кадре, движении камеры и монтаже. Это безусловно верно для ‘Сияния’. Эта культовая адаптация романа Стивена Кинга поражает яркими визуальными образами, оставившими неизгладимый след в массовой культуре. От бесконечных коридоров отеля Overlook до пугающих девочек-близнецов, кровавого лифта и незабываемого образа Джека Николсона с топором у двери — работа Кубрика над ‘Сиянием’ является свидетельством его художественной одержимости.
🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇
CryptoMoon Telegram
Заметно, что один из случаев в фильме «Сияние», часто остающийся незамеченным как выдающееся достижение визуальных эффектов, это сцена с модельным лабиринтом, где Дэнни и Венди находятся в его центре.
История развивается примерно в середине фильма, когда Венди (Шэлли Дувэлл) и Дэнни (Дэнни Ллойд) отправляются в настоящий лабиринт отеля, оставляя Джека (Николсона) запертым внутри и еще более неуравновешенным. По мере того как мы следим за тем, как Джек блуждает по величественному лобби к полномасштабному мавзолею на большом столе, камера незаметно приближается к его центру. Внезапно создается впечатление, что мы наблюдаем обычный вид с высоты птичьего полета или зум-кадр, но в действительности это мастерски созданная визуальная иллюзия — едва заметная — оркестрованная опытным кинематографистом. Замечательно, что этот эффект был достигнут без использования компьютерной графики.
Вместо того чтобы сильно полагаться на визуальные эффекты пост-продакшна, как это делали многие режиссеры его времени, Кубрик часто предпочитал практические техники съемки прямо на площадке, так как они придавали его работам более аутентичный вид. Однако в данном конкретном случае композитинг изображения был необходим – техника, требовавшая тщательного планирования и безупречного исполнения из-за технологических ограничений того времени.
Проще говоря, процесс съемки показал нам, что фильм начинается с вида сверху миниатюрного лабиринта, снятого с высоты шести футов. После этого была построена реальная версия центральной части лабиринта рядом с жилым комплексом. Далее снимали Дэвала и Ллойда, прогуливающихся по этому полноразмерному участку лабиринта, причем камера находилась на крыше, имитируя тот же угол съемки сверху. В завершение два отдельных кадра были объединены с использованием масок, метод, использовавшийся до появления зеленых экранов, который заключается в совмещении частей одного изображения с другим для создания иллюзии, что они находятся в одном месте.
По сути, то что кажется непрерывной сценой на самом деле две отдельные части искусно слиты воедино. Этот синтез выполнен настолько безупречно, что многие зрители даже не замечают, что они смотрят комбинацию двух разных сцен. Камера плавно направляет взгляд зрителя к объекту съёмки при помощи мягкого зума, и когда фигуры появляются в кадре, освещение, угол и движение точно совпадают, создавая практически идеальную иллюзию — редкость для визуальных эффектов того времени.
Почему Кубрик решил снимать лабиринт так подробно вместо того чтобы просто снять его сверху? Объяснение кроется в сложной символике фильма. «Сияние» наполнено многогранными метафорами, где лабиринт выделяется как один из ключевых символов: он отражает психическое снижение Джека, образцы насилия, психологическое ограничение и саму сюжетную линию с ее поворотами, повторениями и зеркальными мотивами. Показывая Венди и Дэнни внутри лабиринта сверху — словно маленьких фигурок — фильм создает двусмысленность относительно того, где заканчивается модель и начинается настоящий лабиринт. Таким образом, Кубрик намекает на то, что персонажи оказываются запертыми в тщательно продуманной системе, как подопытные в эксперименте. Неудивительно, что многие исследователи видят отель Оверлук как сверхъестественное или метафизическое пространство.
С моей точки зрения, этот кадр не просто техническое достижение; он является мощным нарративным и эстетическим заявлением, которое часто остаётся незамеченным в дискуссиях о визуальных эффектах фильма ‘Сияние’. Что делает его интригующим, так это сложность исполнения, которая резко контрастирует с частым акцентом на инновационную работу со Steadicam, кровавую сцену в лифте (по-настоящему созданную без использования CGI) или гриму под призраков. Однако стоит отметить незаметную элегантность тонкого и искусного перехода между моделью и полноразмерным лабиринтом.
В те времена, когда CGI был всего лишь блеском в чьих-то глазах, такой фильм как «Сияние» действительно выделялся. Это было воспоминание об эпохе, где магия на съемочной площадке создавалась аналоговыми методами, точным планированием и непоколебимой преданностью режиссёров вроде Кубрика. Что делает его увлекательным, так это то, что блеск этих техник часто оставался незамеченным из-за их безупречного исполнения.
Довольно любопытно наблюдать, как этот аспект перекликается с общим планированием фильма. Этот элемент последовательно присутствует повсюду, но обращает на себя внимание лишь тех, кто внимателен к деталям – подходящий параллелизм с загадкой, которую представляет сам ‘Сияние’.
‘Сияние’ доступно для просмотра на стриминговой платформе Max.
Смотрите также
- Доктор Кто: Миссис Флад — это тайный СПОЙЛЕР?
- Лучшие моды Project Zomboid Build 42: улучшите свой опыт выживания
- Полный путеводитель по ужасающе хорошим фильмам ужасов 2025 года
- Звёздные Войны: Андор официально канонизирует бойню Гормана!
- В перезапуске «Милые обманщицы» появилось еще одно пасхальное яйцо «Ривердэйл»
- Marvel представляет Амарант, протеже Алой Ведьмы
- Речь сенатора Мон Мотмы: самая интенсивная сцена «Андора» не является битвой
- «Атака Титанов» поделилась новым эскизом Леви после сериала
- Арт-бук «Головоломка 2» входит в сиквел Pixar
- Ведьмин дозор представляет открытие от легендарного режиссера аниме One Piece
2025-05-13 01:32